Комитет по вопросам градопланирования и экологии выяснил, что Мост Королевы Луизы, расположенный на севере столицы, удерживает мировой рекорд по количеству проезжающих велосипедистов – ежедневно с 7 утра до 5-ти вечера его пересекают 36 000 человек.
«Несмотря на столь радужный результат, - Сигне Голдман, член Комитета говорит с умеренным восторгом, - Копенгаген сражается с тем, что многие всё ещё предпочитают ездить на автомобиле – факт, который служит источником вредных выбросов углекислого газа и шумового загрязнения».
Популяризация велосипеда в Дании увенчана успехами: их число достигло, по разным оценкам, от 4-х до 5-ти миллионов. Аргументы в пользу двухколёсного транспорта приведёт любой житель страны - от чиновников и энтузиастов до рядовых граждан. Не издаёт шума, экологически безопасен, позволяет поддерживать фигуру и общее физическое состояние в тонусе, каждому по карману и к тому же манёвренен и лёгок в управлении. Ну и добавим немного романтики: ощущение открытого пространства, свобода движения, пение птиц, прохладный ветерок…
Чудное наблюдение обывателя: одно из значительных препятствий прогрессу велокультуры по всей Дании – ветер, дующий со стороны Северного моря. На Западном побережье, в жаркий и сухой день, он приносит невероятное количество песка. Это та цена, которую датчане платят за самую протяжённую береговую линию в Европе.
«Копенгагенизация»
Слово, конечно, режет слух, однако является символом движения, выступающего за устойчивое развитие городов, в частности повышение уровня велокультуры. Лоббисты, небольшие фирмы, администрация совместными усилиями создают условия для промоушна велоезды и связанной с ней деятельности по улучшению качества жизни.
Сегодня эта тенденция наблюдается в Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Севилье, Гуанчжоу, Авейру, Праге – по всему миру. В разных точках планеты, как, например, в Лос-Анжелесе строят велосипедные дорожки, проводят тематические конференции и собирают вокруг себя единомышленников. Велосипедисты делятся опытом преододления преград «городских джунглей», достижениями велоиндустрии, интересными разработками, своими впечатлениями от ежедневных поездок и путешествий. Взять хоть страничку организации Bike me! в Фейсбук – «…сделай свой город удобным для жизни, городские пространства - экологически рациональными…».
80 % велосипедистов считают, что передвигаться по Копенгагену безопасно. За время возросшего интереса к велоезде количество травм, получаемых в результате аварий, сократилось на 50 %.
Больше ездоков – меньше столкновений на дорогах
«Уязвимость велосипедистов нельзя игнорировать, - высказывается блогер из Дании Камила Стоффреген, - ведь в таком случае человек и транспортное средство – как бы одно целое, тогда как водитель машины находится внутри него. Чем больше в городе велосипедистов, тем внимательнее отношение к ним со стороны автолюбителей. Безопасность заключается не столько в шлеме, который по существу воспринимается как необязательный атрибут, а в том, чтобы придерживаться правил и уважать друг друга». Впрочем, 58 % опрошенных видят в автомобилях предмет крайнего беспокойства, а для 61 % представителей «противоположного лагеря» велосипедисты остаются раздражающим фактором.
Стоит ли упоминать, что приверженцы двухколёсной езды в Дании – полноценные участники уличного движения, которым предоставлены специальные полосы шириной 2,2 метра и отдельные светофоры, а также предупредительные знаки – многофункциональные динамические и статические, они размещены на пересечении улиц. Первое информационное табло установлено у стоп-линии для велосипедистов, второе – у поворота направо. Между ними, за 100 метров до второго светоидного экрана, стоит дорожный знак с графическим рисунком.
А вот лихачества вроде старта – и направо на красный свет, или езда в нетрезвом виде грозят штрафом в рамере 500 датских крон (67 евро), естественно, если попасться полицескому на глаза.
Сначала – кредитные карты, потом – машины, а теперь велосипеды стали главной целью организованной преступности в Дании.
За 2009 год число краж возросло на 10 % - это означает, что каждые 2 часа в Копенгагене пропадает велосипед. Ларс Кристиан-Борг, суперинтендант полиции Копенгагена говорит, что воры стали профессиональнее и уже разъезжают на грузовиках и фургонах, полных краденого имущества. Более того, их следы теряются за границей, где продавать обезличенный товар безопаснее – за пределами Дании невозможно отследить номера рам.
В 2008 году при содействии датских властей был запущен проект - противоугонная система, к 2011 съевший 430 тысяч евро. Когда в конце марта возникла дилемма, вкладывать ли ещё 67 тыс., члены Комитета по вопросам градопланирования и экологии оказались в ловушке: 5000 установленных на велосипеде микрочипов, определяющих его местоположение, в итоге помогли лишь двум владельцам. По словам Андреаса Рёля, главы Программы по развитию велокультуры в Копенгагене, внедрение подобной технологической разработки было большим экспериментом, окончившийся провалом. Поэтому они прекратили применение системы и в свою очередь производство сканеров для парковок.
Страховщики советуют: «Если Вы хотите уберечь велосипед от кражи, покупайте 2 замка»
Практически идеальный вариант для экономии места и обеспечения сохранности транспортного средства придумали в компании Holbech Design (г. Оденсе). Автономная стойка из нержавеющей стали выполняет сразу несколько функций, тем самым позволяя многочисленным сторонникам велоезды оставить транспорт без личного присмотра.
Решение Cyclehoop окрашивает городской пейзаж в яркие цвета, но носит и практический характер. Устройство компактно, и его установка занимает 2 минуты. Дизайнер, который и основал фирму по выпуску таких замковых систем, сам был жертвой угона, после чего начал размышлять об усовершенствованном замке. «Обруч для велосипедов» пришёлся по душе и мэрии из-за невысокой стоимости и возможности выполнения своих обязанностей перед гражданами. Камден, местный муниципалитет района Лондона, уже увидел положительный результат - снижение количества краж на 53 %, и это только за 2 месяца.
Чем не повод обратить внимание Копенгагена?
Что мне снег, что мне зной…
Уют – веская причина, почему горожане предпочитают автомобиль. Отказываются ли велосипедисты выезжать в дождь или слякоть? Едва ли. Двухколёсный транспорт стал для людей неотъемлемой частью, поэтому они практически не боятся быть застигнутыми врасплох плохой погодой. Разве что чуть поёжатся от ветра. Так как инфраструктура дорожный сетей и соответствующая одежда способны развеять сомнения.
На велосипеде? - С удовольствием!
По мере того как развивается велосообщество Копенгагена, понемногу увеличивается спектр благ и радующих глаз аксессуаров. Приятные мелочи:
- концепция «Вело-драйв», или корзины для проезжающих мимо велосипедистов
- отдых по пути (пока таких только два в Копенгагене)
- цветные и тематические чехлы для сидений
Ну что, готовы пересесть на велосипед? Наверное, этот вопрос актуален только для датчан :-)
Валерия Селезнева
Другие статьи о Дании