Краткое содержаниеЧто мешает принимать решения? (Часть вторая)

Поделитесь статьей с коллегами:

 

Что мешает принимать решения? (Часть вторая)

Я люблю делать подарки даже больше, чем самой их получать. Мне очень нравится процесс выбора, когда я не спеша обхожу магазины, сравниваю то, что вижу на прилавках, и представляю, какой будет реакция адресата. Иногда, если позволяет время, я ничего не покупаю в первый день. Придя домой, обдумываю увиденные варианты и прихожу с уже готовым решением. Или дожидаюсь, пока в приглянувшемся магазине появится новая коллекция.

Чем лучше я знаю человека, которому предназначен презент, тем приятнее мне выбирать для него нечто особенное. Чем больше времени и энергии я вкладываю в процесс выбора, тем выше мои ожидания по поводу его удачности. Тем не менее, когда я наконец покупаю подарок, нередко потом мучаюсь чувством разочарования и неуверенности. Я начинаю перебирать в голове оставшиеся варианты и говорить себе: «Ах, лучше бы я взяла другое!» Строю гипотезы и прикидываю, не лучше ли было сделать так, а не иначе, и успокаиваюсь только когда вижу (надеюсь, искренний!) восторг получателя подарка. Иногда ощущение неправильности выбора не покидает даже после этого. Для обозначения такого чувства в английском языке есть специальная фраза, которая переводится как «сожаления покупателя» (buyer's remorse). Она используется применительно к вещам, но сколько раз мы испытываем эти самые сожаления, когда приходится делать выбор между вузами, профессиями, отношениями, наконец! Что мешает принимать решения, в которых мы не будем раскаиваться?

Внешние, а не внутренние причины

Трудный выбор — тот, где нет однозначно лучшего варианта. У каждой альтернативы есть свои достоинства и недостатки. Что делает в таком случае среднестатистический человек? Как правило, идет путем наименьшего сопротивления, т.е. выбирает то, что безопаснее или привлекательнее с прагматической точки зрения. Философ Рут Чанг  советует: принимая решение, руководствуйтесь не внешними, а внутренними, личными причинами. Не стоит пытаться подсчитать, какая возможность лучше. Представьте, что возможности равны в любом случае. Вместо вопроса «Стать банкиром или художником?» спросите себя: «Я человек, которому нужно быть банкиром, или я человек, которому нужно быть художником? Подходит ли мне работа с числами, или больше по душе творческое занятие?» Жизненные ситуации, которые требуют от вас определиться с чем-либо, на самом деле помогают выявить внутренние склонности и способности. Следует научиться им следовать, а не играть в угадайку с судьбой. Какой подарок выбрать по методу Рут Чанг? Скажем, у вас есть альтернатива: подарить другу часы или парфюм. Спросите себя: ваш друг — тот, кто ценит деловой стиль и предпочитает строгие аксессуары вроде часов, или он тот, кому доставит удовольствие именно этот парфюм со свежим морским ароматом? На 100% ручаться нельзя, но исходя из вашего мнения о человеке ответ будет очевиден.

Слишком широкий выбор

Казалось бы, чем больше вариантов в запасе, тем легче сделать выбор, потому что каждый хоть чуточку отличается от предыдущего, и будет легче найти оптимальный. Но, как показывают исследования, широкий выбор зачастую вызывает дискомфорт и завышенные ожидания. Ведь если на прилавке огромное разнообразие, значит, можно получить нечто совершенно особенное! Даже если выбранный в итоге предмет хорош, мы чувствует разочарование: он должен быть идеальным. И винить некого, кроме себя, ведь выбирали именно вы. Об этом размышляет специалист по экономической психологии Шина Айенгар. За годы исследований, чем люди руководствуются, принимая решения, она убедилась: широкий выбор скорее мешает, чем помогает. Какой подарок выбрать по методу Шины Айенгар? Выбирая между несколькими ароматами духов или моделями часов, не пытайтесь охватить много вариантов. Вместо 10 похожих вариантов отберите 3, которые заметно отличаются друг от друга, и решите в пользу одного из них.

Тенденция сравнивать

Профессор психологии Гарвардского университета Дэн Гилберт говорит о других факторах, которые мешают нам принять решение. Среди них тенденция сравнивать настоящее с прошлым жизненным опытом. Если мы привыкли платить за что-либо определенную сумму, то почти всегда отказываемся, если вещь стала намного дороже, при этом не учитывая другие факторы. Гилберт призывает делать выводы, имея перед глазами больше деталей и зная контекст. Иначе мы ограничиваемся прошлым, которое, в отличие от настоящего, никогда не меняется.

Что мешает принимать решения (часть первая)

Светлана Мурадян

Оригинал статьи

×

Оставьте отзыв о работе сайта или предложение об его улучшении.

Спасибо за Ваш отзыв