Ацтлан — бывшая северная территория Мексики, принадлежавшая ей до 1848 года. В результате американо-мексиканской войны была присоединена к США за 15 млн. долларов и списанные долги.
Богатые тоже плачут
Один из самых знаменитых телесериалов советской эпохи о бедной девушке, ворвавшийся в отлаженную систему повседневности нашего бытия. Не подозревая о принадлежащем ей имуществе, Марианна попала в мир богатства и высокообразованных людей. Иногда робко, иногда до самозабвения она проявляла характер, показывала дух мексиканского народа, подчинялась законам Большого дома и вносила смуту в сердца влиятельной семьи. День ото дня, незаметно, героиня ступала по тропе препятствий и наконец, стала обладать незримой, а впоследствии и вполне ощутимой властью. В каждом кинематографическом произведении режиссеры, то ли подсознательно, то ли умышленно, стремятся передать свое мировоззрение, отношение к происходящему, и вкладывают свои мысли в уста героев фильма. Кажется, что ирония судьбы постепенно переносит мексиканский сериал с экранов в реальную жизнь.
Демократичное, интернациональное государство, подобно калейдоскопу, складывалось из цветных стеклышек в разные рисунки. Мозаика американского народа собиралась долго и тяжело, через конфликты и трудности привыкания европейцев к чужой земле и порабощённого коренного населения — к новым поселенцам. До середины прошлого века англо-американцы вели политику лидерства, строили города, обучали, развивали экономику и принимали ответственные решения. Иммиграция формировала страну, поддерживала уклад жизни и социальный статус вплоть до 1960 годов. После экономического кризиса и Второй мировой войны наступил период благополучия: семьи стали больше, уровень образования — выше, технологии — совершеннее, ассортимент товаров – шире. Одновременно с развитием Соединенных Штатов к ее границам потянулись и граждане других стран, которых принимали, давали им работу и надежду на достойную жизнь. Но, как известно, ни один человек не может забыть своих корней. Кто-то их прячет под покровом тихих семейных праздников, кто-то громко говорит о них вслух, некоторые всеми силами стараются воссоздать маленькую страну в огромной державе. Посредством традиций, религии, музыки и литературы, другие народы привозят кусочек Родины, стремясь окружить себя знакомым с детства миром, где все кажется лучшим, более правильным и упорядоченным, понятным и близким. Что ж, атмосфера «иного» на всех влияет по-разному и нет ничего удивительного, что самосознание, самоидентификация человека ограждает его от внешних раздражителей. И прекрасно то, что члены национальной семьи держатся друг за дружку.
Новый дом
Поначалу, да и сейчас, латиноамериканцы ездили в США за работой, и воспринимали их как временных проживающих. С течением времени гости превратились в дальних родственников, приезжающих несколько раз в год, а потом в практически равноправных близких соседей. Большой особняк заполнился ворчливыми старушками, интеллигентными профессорами, весёлой и шумной молодежью, несознательными гражданами. Cвобода, равенство, братство — к этому стремится весь мир, вспомнить хотя бы протесты против войны во Вьетнаме, хиппи, Мартина Лютера Кинга, "Beatles" с песней Джона Леннона "Imagine". Сколько с тех пор раскрылось талантов; люди смогли реализовать себя и дать толчок остальным.
В какой-то определённый момент обескураженные потоком свободы хозяева ощущает ее давление, видят: что-то кардинально меняется. И живут вроде мирно, а стабильности нет.
Политический обозреватель Патрик Дж. Бьюкенен одним из первых подробно описал слезы богатых. Захват американцами Техаса с оружием в руках противоположен той ситуации, который наблюдается теперь: в молодое общество, созданное выходцами из Европы, уже основательно влилась культура Ацтлана. Пожалуй, наиболее продолжительное влияние оказывают именно переселенцы из Мексики. Тому есть несколько причин:
—неравномерное расселение по территории США, вопреки завещанию основателей; — принадлежность к другой расе, что ведёт к нежеланию ассимилироваться; — нелегальное пересечение границы (к 6 млн. на начало 21 века, ежегодно прибавляется в среднем по 1,6 млн.); — копирование Мексики внутри США, подкрепляющееся испаноязычными периодическими изданиями, радио, телевидением, политическими организациями); — борьба самих американцев за мультикультурное общество и всяческое отрицание «американской Америки».
В техасском городке Эль-Сенисе грозят увольнением и чуть ли не высылкой тех граждан, которые не используют в делопроизводстве испанский язык. Когда на футбольном матче с мексиканской командой в Лос-Анжелесе заиграл гимн США, болельщиков американского клуба забросали бутылками и мусором, а флаг спустили с флагштока. Представители организации латиноамериканских студентов МЕСhА заявляют о колонизации Америки и вытеснении своим численным превосходством «белых протестантов из Лос-Анжелеса». Благодаря активной деятельности МЕСhА университет Техаса смог собрать средства для празднования самого грандиозного события США – Дня Независимости – всего лишь на «частное мероприятие». Организация «Мексика за границей» поддерживает нелегальных иммигрантов — выдают сухой паёк и лекарства на первое время. Также, в мексиканских деревнях, для желающих перебраться в Калифорнию проводят бесплатные консультации о том, как избежать проверок иммиграционных служб и получить государственное пособие.
Автор рассказывает: «Находясь в Дугласе, я нанес визит Терезе Мюррей, восьмидесятидвухлетней вдове, которая живет в Аризоне с самого рождения. Ее ранчо окружает железный забор высотой семь футов, поверх которого тянется колючая проволока; на каждой двери и на каждом окне железные ставни и весьма чувствительная сигнализация. Миссис Мюррей спит с пистолетом тридцать второго калибра на прикроватной тумбочке, потому что нелегалы вламывались к ней в дом не меньше трех десятков раз. Раньше она полагалась на своих собак, но тех извели – кто-то подбросил через забор мясо, буквально нафаршированное битым стеклом. Иными словами, Тереза Мюррей доживает жизнь в тюрьме строго режима – и это в своем собственном доме в своей собственной стране! А все потому, что правительству США не хватает решимости поступать, как требует закон, и обеспечить надлежащую охрану границы Соединенных Штатов».
И возникает риторический на сегодняшний день вопрос: зачем американские солдаты заботятся о национальной безопасности других государств, когда их соотечественники в буквальном смысле находятся в зоне боевых действий?
Факты и цифры
Опрос общественного мнения показал: 72 процента населения страны выступают за сокращение иммиграции; данные другого опроса, проведенного в июле 2000 года, свидетельствуют: 89 процентов граждан США поддерживают требование о признании английского языка единственным государственным языком Соединенных Штатов (Дж. Бьюкенен). 58 процентов мексиканцев считает, что Юго-запад США по праву принадлежит народу Мексики. 60 процентов опрошенных полагают, что им вовсе не нужно разрешение американских властей и выступают за отмену пограничного контроля (Zogby International, июнь 2002). Постоянные уличные протесты и митинги с лозунгами «Нелегалы, ну и что!», «Белые — вон, это наша земля», являются прямым подтверждением слов активиста Марио Обледо о том, что Калифорния станет латиноамериканским штатом. 84 процента американцев относятся к мексиканцам дружелюбно в противовес положительному мнению 36 % последних, 73 процента выходцев из Мексики считают северных соседей расистами (Zogby International, март 2006). 3 из 10 взрослых мексиканцев переехали бы в США, будь у них такая возможность (Zogby International, октябрь 2009).
Тесная взаимосвязь двух стран прослеживается во всех аспектах деятельности и обе нации ощущают на себе изменения в обществе. Влияние традиций мексиканского народа на современную культуру и уклад жизни американцев крепнет и растет, о чем и будет наш следующий рассказ.
Валерия Селезнева