Согласно расхожей народной мудрости, желание работать нападает на человека, когда наблюдает начальство, прошли все сроки или хочется похвастаться перед коллегами. Для всех остальных случаев есть — нет, не MasterCard, а другие рецепты мотивации.
Говоря обобщенно, мотивация — это соображения, по которым человек делает или не делает чего-либо. Мотивация работника помогает ему не просто выполнять свои обязанности, но стараться по максимуму использовать умственные и эмоциональные возможности для достижения результата. Мотивировать себя будет полезно, в первую очередь, самому сотруднику, ведь от этого зависит продуктивность его труда, самооценка и профессиональный успех.
Различают два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешней мотивацией называются объективные внешние обстоятельства, из-за которых работа кажется нам более привлекательной. Например, высокая зарплата или отличные условия труда. Внутренняя мотивация связана непосредственно с работой, она отражает наш настрой и ожидания по отношению к делу. Одним из факторов внутренней мотивации может стать личная заинтересованность (если работа помогает реализовать давнюю мечту или является хорошей стартовой площадкой для желаемой должности).
Психологи установили: внутренняя мотивация влияет на производительность труда гораздо сильнее, чем внешняя. Отсутствие искренней заинтересованности не заменит ни высокая зарплата, ни фантастический отпуск. Другой любопытный вывод заключается в том, что внутреннюю мотивацию можно стимулировать без дополнительных затрат и не в ущерб интересам других сотрудников.
Смогу ли я?
Ученые Иллинойского университета в Урбан-Шампейне обнаружили нестандартный метод повышения внутренней мотивации. Они предлагают перед тем, как выполнять сложную работу, на несколько минут отстраниться и спросить себя: «Смогу ли я?» Размышления на эту тему апеллируют ко внутренней мотивации, побуждая человека искать и находить причины, по которым он справится с заданием. В противоположность такой установке, убеждения в духе «Я смогу» не дают такого настроя.
7 способов повысить мотивацию
В выступлении для TED о 7 способах повысить мотивацию рассказал ученый Дэн Ариели, который пишет книги по поведенческой экономике и психологии (среди его бестселлеров — «Вся правда о неправде»).
1. Человек работает более продуктивно, если видит результаты своего труда.
В одном из экспериментов Ариели попросил две группы студентов строить фигурки из конструктора. В обоих случаях работа оплачивалась одинаково, но готовые фигурки первой группы стояли на столе до конца эксперимента, а фигурки второй группы уничтожались сразу после того, как были сделаны. В результате первая группа, которая видела итог своего труда, собрала в среднем 11 фигурок, тогда как вторая смогла только 7.
2. Чем меньше ценят работу человека, тем большее денежное вознаграждение он за нее просит.
Эксперимент, в ходе которого требовалось выполнить несложное логическое задание за вознаграждение, показал: если экзаменатор принимал готовую работу безо всякого одобрения и просто складывал ее в общую кипу, либо вовсе уничтожал исписанные листы сразу после принятия, испытуемые требовали за свой труд намного больше денег, чем те, чьи работы принимали с интересом, просматривая и одобряя их.
3. Чем труднее работа, тем дороже работник ее оценивает.
Испытуемых попросили сделать оригами сложной и довольно уродливой формы. Одну группу снабдили инструкциями, второй пришлось работать без них. В конце всех попросили назвать цену, которую они заплатили бы за конечный продукт. То же самое должны были сделать посторонние наблюдатели, которые не участвовали в создании оригами. В итоге выяснилось, что работники оценили уродливую фигуру во много раз дороже, чем наблюдатели. При этом те, кто действовал без инструкций (т.е. для кого работа была труднее, и результат получился еще более неприглядным), назвали большую стоимость, чем те, у кого инструкции были. Получается, то, как мы оцениваем нашу работу, напрямую связано с затраченными на нее усилиями. При этом ошибочно думать, что другие люди склонны приписывать нашим трудам такое же значением, что и мы сами.
4. Человека мотивирует положительная оценка его способностей.
Простая поддержка и одобрение окружающих способны придать уверенность в собственных силах и, как результат, работник лучше справляется со своими обязанностями. Студентов попросили выступить с речью. В одном случае экзаменаторы, которые слушали речь, должны были улыбаться и кивать, а во втором — нахмурить брови и принять вид несогласного с тезисами выступления. После этого студентам задали вопросы из математики. Те, кто получили одобрение экзаменаторов, справились с вопросами лучше.
5. Подсознательная мотивация человека повышается, если он знает, что его работа помогает другим.
Профессор престижной Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете, психолог Адам Грант уверен: мотивация человека усиливается, если в работе он нацелен не только на личное благосостояние, но и помогает другим.
Однажды профессор привел своего воспитанника, обучающегося по субсидии, в университетский департамент привлечения спонсорских средств для необеспеченных студентов. Молодой человек встретился с операторами колл-центра, непосредственно работающими над привлечением финансирования, и рассказал им, как изменилась его жизнь благодаря полученному образованию. Встреча принесла впечатляющие результаты: после нее операторы тратили на 142% больше времени на рабочие телефонные звонки и привлекали на 171% больше дохода! А когда им показали благодарственные письма от студентов, получивших финансирование, продуктивность возросла на 400%! При этом сами операторы были склонны приписать свои успехи посторонним причинам, которые, как установил Грант, не играли никакой роли. В этом случае мотивация была подсознательной. С другой стороны, после визита студентов, которым было отказано в получении средств на обучение, продуктивность операторов снизилась.
6. Предложение помочь другим побуждает следовать установленным правилам.
Грант установил и другую закономерность: если какое-либо правило апеллирует не к вам лично, а к другим людям, для которых вы можете сделать нечто полезное, вы охотнее ему следуете. Рядом с умывальником в двух больницах были установлены разные таблички: «Соблюдая гигиену рук, вы уберегаете себя от инфекционных заболеваний» и «Соблюдая гигиену рук, вы уберегаете ваших пациентов от инфекционных заболеваний». В больнице, где формулировка гласила об интересах пациентов, врачи и медсестры использовали на 45% больше мыла и дезинфицирующих средств. Получается, что забота о других мотивирует нас на соблюдение определенных правил.
7. Картинки, вызывающие положительные эмоции, помогают сфокусироваться.
А вот ученые из университета Хиросимы провели исследование о том, как положительные эмоции действуют на работоспособность. Испытуемым предлагалось выполнить работу, требующую повышенного внимания. Им продемонстрировали изображения, вызывающие радость и умиление: милые картинки котят и прочих животных. Затем сравнили результаты работы испытуемых до и после того, как те просмотрели картинки. Оказалось, что разница составила до 10%. Простой и недорогой способ мотивировать сотрудников, не правда ли?
Светлана Мурадян
Оригинал статьи