Правильно подобрать персонал для работы на выставке – задача не из простых. Стандартный список профессиональных умений и личных качеств, напоминающий просмотр HR-менеджером сотен похожих резюме, в реальности имеет несколько другой характер. Специфика выставки – марафон в окружении конкурентнособных компаний и безустанного потока людей с целью заинтересовать, привлечь, добиться ожидаемых результатов.
Стендист играет первостепенную роль в забеге на короткую дистанцию. Он определяет судьбоносное впечатление о компании, налаживает контакт с посетителем, чтобы подвести его к покупке своего продукта, заключению контракта или сотрудничеству на взаимовыгодной основе. Какими базовыми качествами должен обладать стендист и каковы критерии подбора? Как не упустить те самые возможности выставки, к которой Вы так тщательно готовились?
Анкета стендиста
Давайте пройдёмся по основным показателям успешного представителя фирмы на выставке. Во-первых, он не должен оглядываться на других и уметь самостоятельно выбирать линию поведения. Во-вторых, достойно выходить из нестандартных ситуаций, превращая их в преимущества. Если Вы отправляете сотрудника в качестве стендиста, то точно знаете его лучшие стороны, и Вам придётся пристально приглядеться, когда примете решение воспользоваться аутсорсинговыми услугами.
Коммуникативные навыки. Воплотить интересную, действительно привлекающую идею стенда – уже полдела. Посетитель наверняка подойдёт, но не обязательно начнёт беседу: может, у него простое любопытство взыграло? И таких примеров достаточно, поэтому значение имеет деликатность, сдобренная умениями вовремя начать разговор, и не лезть при этом в душу. Десятиминутный увлечённый рассказ вряд ли принесёт удачу, поскольку стендист знает: слово за посетителем, которого он тонко ведёт по своей схеме разговора. Кроме того, стендист обязан обладать повышенным вниманием, потому что одновременно на стенде могут находится несколько человек и никто не должен уйти без его участливости. Эффективное общение и презентация уникальности компании - основа основ. Смекалка, чувство юмора, готовность к импровизации, опять же в меру, также помогает на выставочном фронте.
Профессиональные знания. Прежде всего владение информацией о деятельности компании, выпускаемой продукции, ключевых её преимуществах и достижениях. Данные не должны читаться с листка, а выдаваться к сведению посетителя в два счёта. Компетентность стендиста понимается как умелое оперирование цифрами и фактами – той информацией, которая «зацепит» посетителя, например, «у нас 5 филиалов, 3 бренда, 40% наших покупателей - из Германии». И представляемые на выставке товары специалист знает от А до Я, с лёгкостью поведает об используемых технологиях и системе контроля качества.
Психологические особенности. Опытный стендист может выстроить верную стратегию за несколько секунд, потому что он хорошо разбирается в людях и в состоянии отличить целевого потребителя от праздно шатающихся людей, - выловить наиболее стоящие для компании деловые контакты.
Владение иностранными языками. Для российских выставок достаточно знание одного из основных европейских языков, тогда как зарубежные мероприятия требуют знание языка , делового этикета и национальных особенностей страны, где она проводится.
Внешность. Многие привыкли к тому, что выставочный стенд украшают привлекательные стендистки. Что ни говорите, а без харизмы не обойтись. Обаятельный и приветливый стендист просто не может не покорить публику, ведь он неотразим в общении. Сюда относится и внешний вид: такие неотъемлемые составляющие, как опрятность и аккуратность, и никакого макияжа из разряда «бразильский карнавал».
Одежда. Безусловно, деловой стиль. Здесь нет каких-то чётких ограничений «белый верх, чёрный низ», можно обзавестись собственным корпоративным стилем, к примеру, рубашки с логотипом или платок характерных цветов. Главное, чтобы выглядело гармонично.
Мужчина или женщина. Пол стендиста, в принципе, не так уж и критичен, хотя, по правде сказать, представительниц фирмы на стенде – больше половины. Всё зависит от направления деятельности и целей, а также профессионализма стендиста. Срабатывает реакция на подсознательном уровне: топ-специалисты не всегда сочтут серьёзным демонстрацию высокотехнологичного оборудования стендистки, если они настроены на конструктивный разговор. А вот на потребительских ярмарках и туристических выставках они превосходно справляются. Опять же, стендист стендисту рознь.
Ваш выбор целиком и полностью подчинён задачам участия в выставки и форматом её проведения. Так или иначе, постарайтесь посвятить поиску максимум времени и проведите инструктаж перед выставкой. Это и будет темой нашей следующей статьи.
Валерия Селезнева