Для российского профессионала выставки и конференции остаются местом укрепления имиджа, приобретения полезных контактов. Выход на рынок и запуск новых продуктов приходится зачастую на рекламные мощности, используемые по стандартной схеме, с дополнительным арсеналом социальных медиа.
В ту пору, когда за информацией обращались к площадкам в отраслевых СМИ и ездили на ярмарки, посещаемость экспомероприятий была высока. Проникновение цифровых технологий в виде частично заменяющих события офлайн – вебинары, конференции, а также возможность бегло ознакомиться с участниками выставки, заявленными продуктами, несколько ослабили наплыв людей.
С другой стороны, оптимизирован охват аудитории, как в количественном, так и в качественном соотношении. За счет быстрого роста интернетизации выставочный бизнес получил «живую», двустороннюю связь с аудиторией. Доставить информацию по назначению и узнать о себе, пусть и в коротких комментариях, стало гораздо проще, поэтому осведомлённость, скорее, является не причиной, а следствием маркетинговой кампании.
Впрочем, устроители ориентируются на привлечение, тогда как компании отталкиваются от критерия эффективности выставок и конференций, которые должны окупаться хотя бы в среднесрочной перспективе. Что же всё-таки мешает встречаться чаще?
Страна регионов
Один из главных факторов, который влияет на посещаемость мероприятий в России, – удалённость от центра российского выставочного бизнеса. Все знаковые всероссийские и международные события проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. А значит, их посещение, и тем более участие со стендом, дорогого стоит.
Постепенно развивается выставочная индустрия в Красноярске, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Волгограде, Калининграде, Воронеже. Но все понимают, что мощностей этих городов недостаточно для распределения нагрузки на другие площадки – с высокими требованиями к организации и масштабу первых выставок страны справляются пока только единичные экспоцентры. Централизация выставочной инфраструктуры и прямая зависимость от условно развитой транспортной системы внутри страны бьют по активности участников.
Региональные выставки шаг за шагом уходят от идеи «местной встречи» и обращаются к формату репрезентативности достижений в рамках России и зарубежья. Кроме того, Москва – это вам не Чебоксары, оттого важно обозначить своё локальное присутствие, в том числе для международных корпораций.
Между тем, включить в календарный план, скажем, две поездки по России, чтобы обрасти желаемым количеством контактов, предпочитают редкие фирмы. Ибо затратно.
Имиджевое сознание
Ведущие игроки и успешные на рынке компании находятся под влиянием общественности и вынуждены держать марку. Выставка и конференция – это деловая тусовка, которая так же, как светские рауты, являются подчас жизненно важной необходимостью. «Если мы не будем представлены на этом мероприятии, то клиенты и конкуренты подумают, что у нас не ладится бизнес», - утверждают участники. И начинают подготовку с чрезмерной заботой о внешнем лоске.
В гонке за имиджем отдача может быть совсем неожиданной, - слабой или даже нулевой, что тянет за собой негативные впечатления, и, чего доброго, отказ от дальнейшего присутствия.
Тем не менее, среди критериев посещения выставки – участие «звёзд» отрасли, лидеров мнений и основоположников тенденций. Увеличение списка постоянных гостей зависит от «представительского класса», ведь он и есть костяк индустрии, вокруг которого раскручиваются круги по интересам.
Кто будет?
Программа – тот самый толчок к появлению на мероприятии. Состав докладчиков на конференции и экспонентов на выставке изучается с огромным рвением, потому что без стоящего наполнения они, по сути, мало что значат.
Контент, собранный из экспертных оценок и практического опыта российских бизнесменов, постепенно обогащается новыми кейсами. Несмотря на то, что относительно молодые индустрии, например, ИТ-технологии, во многом наследуют зарубежные факты успеха и продвижения, национальная выставочно-конгрессная деятельность уже построила фундамент на наших реалиях.
Прекрасные конференции, посвящённые интернету, проводятся в стране с нарастающей регулярностью. И всё же одного-два крупнейших события не хватает, поскольку каждый сегмент виртуальной реальности и цифрового мира развивается по-своему, и международные встречи за рубежом находятся на более высокой ступени именно в плане контента. Единственная заминка, которая не даёт нам сравнять счёты, – это время, необходимое на прогон знаний в России, и выход за рамки корпоратива-вечеринки.
Валерия Селезнева
Другие полезные статьи и советы практиков Expomap.ru