Ключевым событием-2006 для всего выставочного сообщества России по праву считается состоявшийся в середине ноября в Москве круглый стол «О законодательном обеспечении выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента повышения конкурентоспособности отечественной промышленности», организованный и проведенный комитетом Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Пожалуй, это уже второй в течение года политический успех отечественной выставочной индустрии. Первым можно считать избрание депутатом Госдумы президента МТПП Леонида Говорова, благодаря чему отрасль получила возможность более весомо заявить о своих проблемах.
Стоит сказать, что предварительно намеченных целей выставочники достигли. Они хотели еще раз заявить о ВЯД как об «эффективном способе развития свободного рынка» и составляющей части инновационного развития национальной экономики, и это прозвучало как аксиома. Эту тему озвучивали и развивали практически все собравшиеся. Особое внимание было уделено необходимости регулирования ВЯД со стороны государства. Причем, по словам Леонида Говорова, «речь идет не о протекционизме, а о создании условий», о «целостной системе мер стимулирования отрасли», так как «бессистемная работа не приведет ни к какому результату». Поэтому Госдуме было рекомендовано сформировать экспертный совет по совершенствованию государственной политики в области ВЯД, а правительству – доработать концепцию развития ВЯД от 2001 года на период 2007 – 2010 гг.
Перспективы законодательных изменений и поправок
Правительству РФ было рекомендовано разработать меры, стимулирующие создание современных выставочных центров в регионах, предусмотреть бюджетное финансирование отдельной строкой выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и внести на рассмотрение Госдумы ряд поправок в действующее законодательство. А именно:
– в Федеральный закон от 08.12.2003 «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» в части отнесения к мероприятиям, содействующим внешнеторговой деятельности, организацию и проведение торгово-промышленных выставок и сопутствующих мероприятий;
– в Федеральный закон от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части освобождения от необходимости государственной регистрации образцов, ввозимых для сертификационных испытаний, и товаров, предназначенных для экспонирования, использования и расходования на выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях;
– в Федеральный закон от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в части уточнения действия закона в отношении ввозимых и вывозимых выставочных образцов.
Установление специальных норм в отношении выставочных образцов требует также внести изменения и в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующих ввоз и вывоз товаров. В том числе:
– в постановление правительства от 06.11.1992 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации»;
– в постановление правительства от 20.04.2000 «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Российской Федерации от 04 сентября 1999 г. № 1008 и утверждении Правил маркировки подакцизных товаров»;
– в постановление правительства от 05.06.1994 «О порядке изготовления, приобретения, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)»;
– в постановление правительства от 08.05.1996 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озонирующих веществ и содержащей их продукции»;
– в постановление правительства от 07.06.2001 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».
Помимо этого при утверждении перечня строек и объектов для государственных нужд на 2008 год и финансируемых за счет государственных инвестиций правительству рекомендовано учесть в том числе и строительство объектов материально-технической базы ВЯД. Решено также образовать комиссию правительства по ВЯД под руководством безымянного вице-премьера, разработать и принять правительственное постановление «О развитии выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Узкие места и проблемы Выставочно-ярмарочной деятельности
Разумеется, сам факт проведения подобного «круглого стола» и разработки вполне конкретных рекомендаций Госдуме, правительству и региональным властям есть свидетельство того, что выставочная тематика получила небывалое ранее «статусное» звучание. Тем не менее есть два обстоятельства, которые мешают при подведении итогов этого события поставить в конце какой-нибудь решительный знак препинания.
Во-первых, все те проблемы, которые мотивировали этот «круглый стол» и его решения, никуда не делись и остаются, как были. По статистике РСВЯ, общая площадь всех российских выставочных центров составляет чуть более 450 тыс. кв. м. Для сравнения: в Германии – 2,5 млн. кв. м, во Франции – 1 млн. кв. м. А определившееся с выставочной политикой китайское государство за последние несколько лет построило современные выставочные центры общей площадью 2,2 млн. кв. м. Если посмотреть календарь выставок в России и СНГ, то можно заметить, что смотры проводятся далеко не только в экспоцентрах. Но и на стадионах, набережных, в здании морвокзала, в театрах, клубах (Домах культуры) и других неприспособленных местах.
Когда говорят о региональных нуждах, обычно упоминают некий усредненный «двадцатитысячник». Так это или нет, вопрос в конце концов местного значения. Факт в том, что для нормального развития региона нужен современный оборудованный выставочно-конгрессный центр и достойная инфраструктура: от аэропорта до такси, дорог и отелей. Как заявил президент «Крокус Интернэшнл» Арес Агаларов, продавший ради строительства самого крупного (в будущем) в Европе выставочного центра «Крокус Экспо» часть своих выставок и влезший вдобавок в долги, «государству есть смысл позаботиться о том, чтобы обеспечить страну достойными комплексами». При этом, опираясь на собственный опыт, он порекомендовал заняться в первую голову вопросами землеотвода, инженерии и инфраструктуры. Однако, как выяснилось, именно эти вопросы федеральная власть делегировала регионам. Кроме того, сегодня выставочное сообщество в одностороннем порядке подписало лишь «договор о намерениях», что нисколько не умаляет его важности. Но до воплощения задуманного еще далеко.
Тем не менее отрасль динамично развивается, выставки от одной к другой становятся все интереснее, и нам остается лишь пожелать, чтобы каждый последующий год был для индустрии насыщеннее и успешнее предыдущего.