Краткое содержаниеСтрасть по велосипедам

Поделитесь статьей с коллегами:

 

Страсть по велосипедам

«Если Вы ищете в Копенгагене памятники, которые способны заворожить, то не смотрите вверх. Оглянитесь по сторонам. Наш самый выдающийся памятник – движение. Он огромен, постоянен, ритмичен и является наследием на века».

Предисловие в промо-брошюре о городе вместе с деятельностью Посольства велокультуры Дании – организации, пропагандирующей велосипед как основное транспортное средство и активно развивающей целую индустрию вокруг него, – отражают нынешний стиль жизни копенгагенцев. В мегаполисе, где, казалось бы, главенствует автомобиль в тандеме с метрополитеном, люди в массовом порядке пересаживаются на двух- и трёхколёсный транспорт. Они едут на работу, везут детей в садик, возвращаются с прогулки (разумеется, спортивной) и спешат домой после трудового дня. Бесконечный поток людей несёт особую атмосферу даже не бравой концепции «сохраним планету», а какого-то самодостаточного движения, отдельного организма, живущего своей жизнью. А ведь так было не всегда.

Эко-инициатива

Ещё пятьдесят лет назад столица Королевства Дания, как и многие другие большие европейские города, была отягощена автомобильным течением, который не давал проходу одиноким любителям езды на велосипеде: во-первых, к этому не были приспособлены дороги, а во-вторых, в то время машина служила комфорту, благосостоянию и скорости. Никто особо не задумывался над ухудшением состояния окружающей среды.

И сегодня велосипедисты признаются, что на их выбор в пользу экологии повлияла демократичность и проворность, разве что 1 % всех жителей Копенгагена всё-таки  беспокоятся о здоровом будущем. Забота об атмосфере на государственном уровне впечатляет. К 2015 году страна планирует снизить уровень углекислого газа до, ни много ни мало, 80 000 тонн в год, что потребует пересадить на велосипеды половину населения города. Уже сейчас копенгагенцы наматывают около 1,2 млн. км. в день – эквивалент расстояния до Луны и обратно (дважды).

«Велосипедист может увидеть, что они подсчитывают, когда его самого посчитают»

Существует много способов улучшения инфраструктуры дорожной сети, призванных приобщать к велокультуре, однако, возможно, в числе нововведений, которые были сразу же одобрены горожанами, оказался «счётчик велосипедистов». Его изобрели в Дании 10 лет назад, когда город Оденсе считался датской столицей велосипедного спорта, и там проводились тематические лабораторные исследования.

Марианне Вайнрайх из Veksø A/S (компания вот уже 60 лет присутствует на рынке велоотрасли) признаётся, что отчасти счётчик задумывали как ответ технологиям регулирования автомобильного движения (например, «умной» транспортной системы), потому как у велосообщества не было и толики подобных технических новшеств. А основная идея – показать, что велосипедист находится не на втором плане, и для него есть высококачественная разработка.

Согласно Акту Дании «О дорожном движении» ответственность за детей на их пути следования из дома в школу и обратно несёт полиция и Совет школы. Они обязаны предпринимать все меры для безопасного передвижения ребёнка. Одним из эффективных методов является анализ: либо это онлайн опросник, либо сбор данных с интерактивных карт, где учащиеся отмечают свой маршрут и те места, где перемещаться опасно. База ГИС доступна соответствующим службам, которые ведут работы по восстановлению повреждённых участков и дальнейшему проектированию дорог.

Велосипед – это не нишевый сектор

Устоявшиеся велотрадиции можно считать отличным началом продвижения экологически рациональной культуры дорожного движения в Копенгагене завтрашнего дня. Чтобы поддерживать и приумножать число сторонников, принципы городского планирования неотрывно связаны с велосипедистами.

К слову, стоимость 1 км. велосипедной дорожки составляет 8 млн. датских крон (1,072 млн. евро) и ещё 500 крон (ок. 67 евро) нужно заплатить за разметку полос. Для сравнения: 1 км. линий метро равен 134,1 млн. евро, а магистрали – 9, 38 – 13,4 млн. евро.

Андреас Рёль возглавляет Программу развития велокультуры Копенгагена и, говоря о проекте обустройства веломаршрутов, называет цифру от 6,7 до 13,4 млн. крон в год: таким образом, с 2006 года реализацией программы занимается от 5 до 10 человек. «Наша статистика показывает, что каждый проживающий от места работы в радиусе 7 км. (в возрасте от 20 до 50-ти лет) добирается туда на велосипеде, потому что это самый простой и быстрый способ. С помощью этих данных мы уже сейчас можем выделить две проблемы, которые необходимо решить: - сократить время поездки на велосипеде, что возможно за счёт улучшения условий передвижения и/или ограничения потока автомобилей. Безусловно, это дорого, поскольку в первую очередь изменения должны коснуться мостов и тоннелей. Кроме того, мы сотрудничаем с органами местной власти, чтобы сделать доступным преодоление расстояния на двухколёсном транспорте более 7 км. и даже свыше 10 км.; - создать приятную атмосферу ожидания в час пик (так называемая «разговорная велоезда»). Велосипед, скорее всего, - единственный транспорт, где Вы не поговорите с другом, пока передвигаетесь из пункта А в пункт Б. В основном из-за нехватки свободного пространства. Соответственно, нужно расширять дорожки, создавать новые маршруты, перекрывать улицы с повышенным автотрафиком и т.д. Это важно ещё и потому, что появится возможность ехать со своим ребёнком рядом или не спешить, если Вы – пожилой человек, и вообще помочь гостям города чувствовать себя комфортно в столь интенсивном темпе движения». Копенгаген, помимо Русалочки, теперь всё больше знают благодаря велокультуре и сегодня он признан первым «Городом велосипедов» в мире. В прошлом году мировое сообщество в один голос заявило его статус как «Лучший город для велосипедистов» и «Наиболее пригодный для жизни». Датчане известны за свою привязанность к двухколёсной езде, и другие страны пытаются воссоздать у себя этот феномен.

Валерия Селезнева

×

Оставьте отзыв о работе сайта или предложение об его улучшении.

Спасибо за Ваш отзыв