Танго, вино, мясные деликатесы…Ах да, футбол – как же я забыла о национальном виде спорта и повальном увлечении дворовых мальчишек и маститых игроков-профессионалов. Но сегодня речь пойдет не о футболе. Аргентина числится если не в ряду благополучных стран Латинской Америки, то уж точно в ряду перспективных. Аргентина с конца позапрошлого столетия охотно принимала в своё общество иностранцев, в связи с чем и ассоциируется со страной эмигрантов. В тумане туристических обзоров, освещений в прессе и, что тоже имело долю влияния, пресловутых сериалов на европейский манер с глубоким оттенком национального колорита, вырисовывался силуэт современной Аргентины.
Не считая того, что украинская диаспора здесь самая многочисленная, выходцев из бывшего СССР довольно много: одних только россиян по предварительным подсчётам более 100 000 человек. Проживает треть населения Аргентины в Буэнос-Айресе – живой, высокоскоростной, как все мегаполисы, столице , хотя кому не подходит бешенный ритм и определённые недостатки большого города, расселились по всей территории. Каждая из представленных наций гордится своими корнями и чтит историю предков, когда-то ступивших на аргентинский берег, помнят они и о трудностях адаптации и обустройства в стране, поэтому аргентинцы дружелюбно относятся к приезжим. Вслед за прекрасным качеством - лояльностью, идёт ещё одна характерная, как выяснилось, черта народа, присущая практически всей Латинской Америке, к которой европейцам удаётся привыкнуть не сразу.
«Нам, например, не понять, почему аргентинцы с пятницы по воскресенье сидят до утра в ресторанах и кафе, забывая о всех делах минувших и грядущих. Не понять, почему аргентинец умножает десять на пять в столбик, а не в уме, или почему продавец, работающий с одним товаром по несколько лет, лезет каждый раз в каталог, чтобы назвать вам цену. Они ничего не берут в голову. Всё нормально, зачем напрягаться? Аргентинцы умеют спокойно жить и при этом не обращать внимания на недостатки других людей» (А.Алимов, «Игра»).
Неторопливость, плавно переходящая в несобранность, безответственность и безразличие к общественной жизни. Зато полная сосредоточенность на личном пространстве: «обещанного три года ждут» - это про них. И все недостатки пышно украшаются доброжелательностью и простотой общения. Вот и подумалось об отношении аргентинцев к работе, ведь стереотипы и мировоззрение не оставляют дома.
Работа не волк
Начну с того, что официально оформленный работник имеет большие привилегии со стороны государства, и защищён медицинской страховкой, льготами на кредит и социальными гарантиями. Опору им предоставляют профсоюзы, которые представляют практически все сферы деятельности, кроме ИТ-индустрии (однако такое положение особо не смущает тестеров, программистов и проект-менеджеров, так как работы на этом поприще предостаточно). Профессиональные объединения заботятся о правах трудящихся: требуют повышения зарплат, хороших условий работы, компенсаций за ежемесячные отчисления им с доходов этих же трудящихся.
Рабочий день длится 8 часов и дополнительно час на отдых, т.е. в итоге – 9 часов, и обеденный перерыв весьма редко засчитывается в принятый восьмчасовой график. К тому же летом начинают и заканчивают работать чуть раньше. Никто по собственной инициативе на работе не задерживается, ведь есть установленный график, и своё свободное время компании не посвящают. Зачастую аргентинцы «отбывают» рабочий день и ленятся брать на себя обязанности, тем более сверхурочно. Опять же, в любой стране есть трудолюбивые специалисты и те, кто протирает штаны.
Что характерно – нет такого понятия, как «работа на результат». То есть прилагать все усилия, но не перетруждаться, потому что всё равно не оплатят. Как таковые премии отсутствуют, хотя отработанное время положено вознаградить. Переработки большинством руководства компаний (кроме отдельно взятых иностранных) не приветствуются: если решил задержаться на часок-другой – тебя не похвалят, а воспримут как должное, и в следующий раз уход вовремя будет расценен критически. Вообще, не принято сетовать на судьбу и лишний раз выделяться в коллективе. Если случилась острая ситуация - по мнению аргентинца, лучше пойти в суд. С каким рвением (справедливо и просто для того, чтобы меньше работать и больше получать) они выбивают почву из-под ног работодателя! Последний же обязан выплатить компенсацию и отпускать на учёбу с сохранением рабочего места и зарплаты. Прозрачное трудоустройство может стать на пути развития фирмы, как ни парадоксально, из-за менталитета. Выплатят уволившимся работникам достойную компенсацию и перейдут они с накопленным опытом к конкурентам. Некоторые стараются поощрять – командировки-стажировки, отпуск, тренажёрный зал, кто-то жёстко контролирует рабочий процесс, или прибегают к найму сотрудников у Monotributista – ИП, самостоятельно выплачивающий налоги и оформляющий договор как продажу своих услуг.
Случай из жизни международной ИТ-компании с одним из новых офисов, открытом в Буэнос-Айресе, меня заставил улыбнуться. Где ещё такое встретишь? «Относительно индивидуального человеческого подхода - сотрудники рассказали, как важен для них чемпионат и что зачастую работа в офисе в дни матчей с Аргентиной замирает. Пошли навстречу (будучи уверенными, что это оценят + своего рода team building) - поставили огромный TV и пригласили всех смотреть матчи в офисе в рабочее время. И что интересно - в утро матча пришла треть сотрудников, остальные благополучно наплевали». И получила ещё более занимательный ответ: «То, что вы им дали смотреть матч Аргентины в рабочее время, - это никакая не уступка для них, а закономерность, вот если бы вы не дали им посмотреть матч, то получили бы необъявленную войну». Когда играет Аргентина, в школе даже некоторые занятия отменяются – все идут болеть!
Но без труда..
С другой стороны, чтобы прилежно и продуктивно работать, нужна мотивация. Устроиться на постоянную работу с официальным статусом сложно, однако у специалистов с высшим образованием есть выбор и шанс найти вакансию с доходом выше среднего. Популярны такие сферы, как юриспруденция, ИТ, медицина, спорт, экономика, соответственно колеблется и их заработок. В среднем, умственный труд в популярных отраслях оценивается от 850-1100 USD, в администрации – 450-550 USD, разброс зарплат у рабочих специальностей весьма велик. Более того, трудовое законодательство Аргентины требует от предпринимателей пересматривать размер оплаты в связи с инфляцией и текущими изменениями на рынке труда.
Это - примеры удачного трудоустройства. Как и везде, любое объявление о свободном рабочем месте привлекает толпы желающих. Фактически, вся Аргентина состоит из деревень и небольших городских поселений, единственным местом, где можно реализоваться, является Буэнос-Айрес. Конкуренция высока, масла в огонь добавляют массы приезжающих из Перу и Боливии, которые согласны пахать за гроши. В свою очередь, фирмы также не спешат повышать зарплату и у работника в голове держится мысль о том, что потенциальных кандидатов на его место много. Плюс ко всему, то же понимание действительности и безразличие: «а что, все тут так живут». В общем, коктейль жизненных устоев, с которыми нам смириться непросто.
В качестве вывода, пожалуй, соглашусь с таким мнением: «Это к ценным работникам подход особый нужен, а специалистов "взлет-посадка" сейчас на рынке вагон и маленькая тележка».
Валерия Селезнева