Москва и Санкт-Петербург на протяжении нескольких веков попеременно исполняли роль столицы России. Несмотря на то, что в настоящий момент в данном качестве оказалась Москва, Петербург продолжает претендовать на звание главного культурного и научного центра России. Что же касается выставочного бизнеса, то конкуренция за роль российской столицы, по всей видимости, окончилась полной победой Москвы.
Выставки России: общая статистика
Именно здесь проходят самые активные выставочные процессы. В целом по России, по сведениям информационного выставочного агентства «ИнформЭкспо», ежегодно проходит около 2100 выставочно-ярмарочных мероприятий. На долю Москвы приходится 550-570 выставок, то есть около 25%, на Петербург – порядка 200 выставок, или 10%, что тоже немало, но все же в 2,5 раза меньше показателя Москвы. Объемы экспозиционных площадей Москвы превышают аналогичный параметр Санкт-Петербурга примерно в 4 раза (400 тыс. кв. м полезных выставочных площадей против 100 тыс. кв. м).
Тем не менее, Питер и Москву объединяет одна и та же проблема – недостаток качественных выставочных площадок, и, как следствие, высокая стоимость аренды экспоместа. В то же время, если в Москве имеется три современных конкурирующих между собой выставочных центра – Экспоцентр, Крокус Экспо и ВВЦ, то в Петербурге лишь «Ленэкспо» отвечает международным стандартам и может принять крупные международные выставки. Основная же масса выставочных объектов Санкт-Петербурга представляет собой помещения, которые не были изначально приспособлены для проведения выставок: дворцы культуры и спорта, производственные площадки, склады. Следовательно, они не располагают необходимым оборудованием и инфраструктурой для организации выставочных мероприятий высокого класса.
Выставки Москвы, выставочные центры Москвы
Московские выставочные центры постоянно вводят в эксплуатацию новые выставочные площади (чего стоит только третий павильон Крокус Экспо!), подвергаются модернизации и реконструкции, но в Санкт-Петербурге эти процессы протекают крайне вяло. Москва выигрывает и в аспекте политики местных властей: правительство Москвы приняло и приступило к реализации комплексной целевой программы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве на 2007–2009 гг.», стратегическая задача которой - превратить Москву в крупнейший выставочно-конгрессный центр мира, что позволит сделать выставочно-конгрессную деятельность эффективным инструментом продвижения отечественной продукции и повышения ее конкурентоспособности.
Организацией выставок в Москве занимаются более 150 российских и иностранных компаний. Однако половина из них проводит по одной или две выставки - эти компании нельзя назвать специализированными выставочными организациями в полном смысле этого слова. Чаще всего это специально созданная дирекция одной выставки или компания, представляющая ту или иную отраслевую ассоциацию. В то же время в Москве работает несколько огромных компаний, деятельность которых посвящена исключительно организации выставочных мероприятий: Экспоцентр, выставочный холдинг MVK, ITE LLC Moscow, PRIMEXPO.
Выставки Санкт-Петербурга
Аналогичная ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге: из 70 предприятий, занимающихся организацией и проведением выставок, отчетливо выделяются несколько ключевых участников, чья общая доля приближается к 60%: ОАО «Ленэкспо», ЗАО «Рестэк» и ЗАО «Farexpo».
Одинаково благоприятно географическое положение обоих городов: Москва находится в сердце центральной части России, что делает ее крупным транспортным и торговым узлом, а это способствует ее экономическому росту. Санкт-Петербург также весьма выигрышно расположен на границе между Россией и европейскими странами, что положительно сказывается на развитии выставочной индустрии. Однако одно только выгодное положение на карте не может сделать Петербург выставочной столицей России.
Московские выставки - источники новых тенденций в выставочной сфере России
Таким образом, Москва является безусловным законодателем мод в выставочной индустрии всей России, выставки Москвы становятся источником новых тенденций и веяний. Словом, выставочный бизнес России сконцентрирован в столице. Надолго ли сохранится подобное положение дел, или же Санкт-Петербургу удастся выйти на первый план выставочной индустрии России? Покажет время, но пока ситуация на выставочном рынке работает на пользу Москве.
Вы можете ознакомиться с календарем ближайших событий в этих городах: Выставки Москвы и Выставки Петербурга