Культ смерти в Мексике – это не устрашающий ритуал какой-то религиозной секты. Корни этой церемонии уходят к древним цивилизациям, населявшим планету 2500-3000 лет назад. В то время держать в качестве трофея черепа врагов и демонстрировать их окружающим воспринимали как данность, особенно во время проведения ритуалов, символизирующих смерть и возрождение к новой жизни. На протяжении многих столетий ацтеки и майя проявляли уважение к богине
Миктекацихуатль, и весь август отдавали ей почести в виде подношений, ритуальных танцев. Образ девчушки в белом одеянии, однако, и по сей день главенствует в современных традициях почитать умерших людей. Она является центральной фигурой на празднике
Día de los Muerto, перевоплотившись в Богиню Смерти. Карнавальные шествия вместо скорби и оплакивания есть не что иное, как
День Мёртвых в Мексике. Испанцы привезли на территорию Центральной Америки новую религию, и аутентичность праздника поблёкла, взяв у католиков наиболее приемлемые для себя обычаи.
Так же, как и во многих других странах Латинской Америки, Мексика отдаёт дань усопшим, подобно знаменитой римско-католической традиции в США – Хеллоуин. Доколониальная Мексика чуть откорректировала представления о загробном мире (в мифологии ацтеков –
Миктлан), сохранив свои верования в переселение душ и существующую связь между живущими ныне и покинувшими её. Так, в культуре жителей полуострова Юкатан праздник известен как
Ханал Пиксан (на языке майя: Hanal Pixán), что означает «Путь души через сущность пищи», в высокогорных районах Мичоакан –
Джимбанква (почитают цветами ушедших в предыдущем году), в штате Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке –
Ксантоло (празднование дня умерших).
Мексиканцев из разных регионов мира объединяет память о дорогих сердцу людях, которых чествуют у красивых алтарей. Щедро украшенные хризантемами, сладостями, фруктами, они приглашают предков и недавно ушедших близких богатыми ароматами цветов и специально приготовленных блюд, зажигают свечи и обращаются к ним в молитвах.
Алтарь отображает четыре главных элемента: Землю отождествляет урожай (еда), Ветер – движущийся объект (бумажные салфетки), Вода – напитки (сосуд оставляют для того, чтобы духи-странники могла утолить жажду с дороги), и Огонь – каждая свеча символизирует душу и ещё одну размещают для тех, о ком забыли. К дарам (
исп. ofrendas) на алтарь обязательно ставят фотографии и кладут любимые вещи покойных, детям - игрушки.
Считается, что духи умерших обитают в Миктлане, которым правит супруг Миктекацихуатль, бог Миктлантекутли. Праведники и грешники проходят трудные испытания, прежде чем попасть в это мрачное место. Раз в год они возвращаются к своим родственникам:
1 ноября приходят души детей (
Día de los Inocentes, или День Ангелов),
2 ноября близких навещают взрослые. Дети – превыше всего, им отдают особый приоритет.
Попав в первых числах ноября в Мехико, Вы увидите радостных горожан, веселье, шествия и огромные инсталляции скелетов, иллюстрирующие разные стороны повседневной жизни народа, карикатуры на политиков и море вкусностей с соответствующей символикой.
Сладкие фетиши – черепа из сахарного сиропа с глазами из орешков и тыквенными семечками вместо зубов – предназначены для того, чтобы съесть «собственную смерть», кроме того, в эти дни друг другу вручают подобные презенты . Одним словом, смерть – это преобразование, и мексиканцы в День Мёртвых не только вспоминают об покинувших их родных и друзьях, но и размышляют об их предназначении в этом мире и смысле жизни.
К празднеству готовятся заранее: покупают цветы, лакомства для детей, напитки, пекут специальный хлеб и булочки, готовят
макбил и
чачакуах: цыплёнок укладывается в тесто из кукурузной муки, щедро поливается соусом и запекается в банановом листе. Трудоёмкий процесс приготовления этих традиционных блюд, как правило, осваивают всей семьёй и первыми ставят на алтарь.
1 ноября в домах и на кладбищах проходит Всенощная служба Ангелов, где присутствуют одетые в атласные блузки и юбки маленькие девочки. Неотъемлемым предметом женского национального наряда (
тараско) является белый передник. Вообще белый цвет можно встретить повсюду, особенно в оформлении детских алтарей.
В некоторых местах ритуалы почитания умерших сопровождаются песнями, танцами, музыкой, сатирической поэзией (
калаверас). Звуковой фон вовсе не мешает молиться и «общаться» с близкими, наоборот, в Мексике их встречают весело и с почестями. И сами не забывают отведать кушанья, пройтись в костюме скелета и пошутить над соседом, таким образом празднуя жизнь.
Валерия Селезнева