SummaryНорвегия - недостижимая звезда

Share an article with your co-workers:

 

Норвегия - недостижимая звезда

Норвегия неохотно открывает двери для мира вопреки тому, что развивает туризм и налаживает культурно-экономические связи. На первый взгляд, Королевство стремится к интеграции с мировым сообществом, только стремление, скорее всего, больше продиктовано необходимостью, нежели желанием народа. К слову сказать, по недавним результатам опроса общественного мнения, только 24 процента норвежцев хотели бы присоединиться к ЕС. К числу противников относят себя целых 62 процента. 

Курс на сближение?

В 1960 г. Норвегия стала членом Европейской ассоциации свободной торговли ЕАСТ. В 1994 г. странами-членами ЕС и ЕАСТ был подписан Договор о создании единого Европейского экономического пространства (ЕЭП).

Сторонники говорят, что возможное вступление Исландии в Евросоюз приведёт к пересмотру участия Норвегии в торговле по договору о Европейской экономической зоне. Когда Швейцария согласится подписать соглашение с ЕС, Норвегия и Лихтенштейн составят дуэт белых ворон в его звёздном небе. Йенс Столтенберг после победы на парламентских выборах заявил: «Мы не планируем гнаться за членством в ЕС, мы – единственная страна в мире, которая отказалась от этого дважды. Если Исландия присоединится к ЕС, мы должны будем пересмотреть сложившуюся ситуацию», - заключил Премьер-министр Норвегии. Норвежская коалиция "No to EU" настаивает на том, что Евросоюз недемократичен, к тому же договор ЕЭП расширил свои положения и отличается от варианта 15-летней давности.

Nei til EU

Nei til EU («Нет вступлению в ЕС») была основана в 1988 году как информационное общество и закрепила за собой статус полноценной организации в августе 1990 года. Это главное, и по сути единственное движение, выступающее против вступления Норвегии в Евросоюз. В ноябре 1994 года именно её члены проводили акции протеста во время кампании референдума.

Nei til EU объединяет широкие массы различных политических убеждений с одной целью: удержать страну за пределами Европейского Союза. Тем не менее организация считает необходимым сформировать общую политическую позицию в отношении демократии, охраны окружающей среды и международной солидарности. Рычагом её образования стала субординация с Брюсселем, к которой привело бы членство, так что в норвежском контексте оставалось важным не согласиться с другими взглядами на политику.

Пахота

Некоторые считают, что Норвегия не хочет воссоединения с Европейским Союзом по причине его сельскохозяйственной политики. Если таковое произойдёт, то норвежцы не смогут субсидировать свои маленькие фермы. Фермерством занимается незначительная часть населения, которая далека от положения влиятельной заинтересованной группы. Скандинавские государства, где остро стоит вопрос об интеграции, полагают, что их экономическое процветание канет в лету, если они привяжут валюту к рынкам других стран.

Несмотря на  опасения, Норвегия тесно связана с ЕС: основным рынком сбыта норвежской продукции продолжают оставаться страны Союза –около 63% всего объёма норвежского экспорта, и около 70% импорта приходится на них же.

Какие же последствия для сельскохозяйственного сектора? Во-первых, снижение цен приведут к потере оборота на 20-40 %, т.е. 7-14 млрд. крон (882 000 – 1 764 000 евро). Цифры, однако, и никакие квоты не способны убедить в целесообразности членства. Во-вторых, спадёт производство молока, яиц, курицы, говядины, круп, а также овощей и фруктов. В-третьих, и без того скудные сельскохозяйственные угодья, под которые используют все возможные территории – горные долины, фьорды и некоторые северные районы -, заметно ослабят трудовой напор.

«Честно говоря, я не уверен, что смогу полноценно объяснить, почему норвежцы не хотят вступать в Евросоюз, - ответил мне знакомый норвежец – программист с 25-летним стажем. - Я думаю, что мы не хотим потерять наш суверенитет. Кроме того, нам удастся хорошо прожить и без этого».

По мнению экспертов ООН, Норвегия является лучшим местом проживания на Земле, и не благодаря ЕС она получила столь высокую оценку. Возможно, это объясняется историческим ходом событий, географическими особенностями и удачей. Страна обрела независимость от Швеции сравнительно поздно, в 1905 году, и само слово «союз» всё еще считается отголоском плохого политического вкуса. Занимая обширную территорию – расстояние от Осло до крайней северной точки такое же, как и до Рима, – Норвегия сформировала развитую политическую культуру, устойчивую в своих принципах укоренившегося беспокойства по поводу централизованного управления.

В отличие от своего Большого Брата – Швеции -, страна никогда не имела серизной промышленной базы, а сферу рыбного промысла и сейчас разделяет с Исландией. Добавим в общий котёл месторождения нефти, открытые в поздних 60-х прошлого века, - и Норвегия обладает ресурсами, равным образом желанием, действовать в одиночку.

Результаты опроса общественного мнения варьируются, во всяком случае стабильное большинство граждан против вступления в ЕС, хотя правящая ныне Норвежская рабочая партия и консерваторы-оппозиционеры стремятся к присоединению. Угроза изолированности как аргумент лагеря сторонников потерпела крах на референдумах 1972 и 1994 годов.

Плата за членство в Европейской ассоциации свободной торговли высока, но Норвегия может себе это позволить. Ведутся постоянные дебаты о неразумности применения составленных другими законов – но как северная, протестантская страна, Норвегия быстрее всех их применяет. Меж тем возразим: с населением в 4 млн. против полумиллиарда в странах ЕС, влияние Норвегии будет мизерным.

Валерия Селезнева

×

Leave a feedback or suggestions for improvement.

Thank you for the feedback