SummaryОт сложного к простому

Share an article with your co-workers:

 

От сложного к простому

Пустынная, оголённая земля, где изредка встречаются кустарники и, прячась от знойного солнца, ловко перемещается варан: он старается быстрее преодолеть расстояние открытой местности. По раскалённому песку ступает статный хищник, осторожно поглядывает по сторонам, дабы ничего не упустить из вида, и скрывается в однотонном пейзаже уходящего дня. Потрясающей красоты закат надолго врезается в память того, кто хоть раз его увидел, кто преодолел тысячи километров, чтобы убедиться в неповторимости этого места. 

Сколько написано картин, снято фильмов, рассказано историй о ней… Уже и не перечесть всех фотографий и отзывов туристов, но всегда любопытный обыватель находит что-то новое в Чёрной Жемчужине. Национальные парки, Килиманджаро, водопад Виктория и мыс Доброй Надежды – караван впечатлений сменяется роскошными отелями и ресторанами для «белых» и абсолютно противоположной картиной, мягко говоря, простого быта.

Полно людей, которые едут в Африку за практически сохранившемся только на этом континенте уклада жизни, конечно же, не считая мизерной доли состоятельных граждан. В большинстве своём приезжающих ограждают от неустроенности жителей, нелицеприятных видов стандартного посёлка, если сами приезжающие не настоят на экскурсии аутентичного толка. Старенький джип, а то и дышащий на ладан микроавтобус без кондиционера, помчит Вас по окрестностям – будьте уверены, это тоже интересно. Африка всеми силами рвётся к цивилизации, однако из-за скудности ресурсов ни достойной работы, ни благ, доступных современному человеку, на всех не хватает. По-прежнему бедность, болезни, недоступность образования.

Мир по-новому

Существует и параллельное развитие событий – активная работа в области инноваций и привлечения инвестиций. Удивительно, что дальновидный бизнесмен уже закидывает сети в направлении Африки и делает неспешные шаги в освоении нового рынка. Поле-то непаханое – внедрять, и внедрять, были бы перспективные идеи. Мир привык к обилию инноваций в разных сферах, уже так просто не завладеть вниманием потребителя. А у стран Африканского континента, к сожалению, нет финансовой и физической возможности шагать в ногу со временем. Тут бы воды добыть  да электричеством обеспечить, не говоря о мобильной связи и Интернете.

Стартапы в Африке сегодня, в первую очередь, сфокусированы на доступных рядовому жителю вещах - чтобы облегчить повседневность бытия. Ресурсосбережение и комфорт – две ключевые цели, вокруг которых вертится предпринимательская мысль. Сами африканцы, получившие шанс выучится и не уехавшие за рубеж, прекрасно понимают ежедневные проблемы соотечественников и используют приобретённые знания на практике. Иностранцы имеют больший потенциал изобретательности и привозят сюда образцы новых продуктов.

Голь на выдумку хитра

Светофор, лифт и скороварка имеют сходство только в одном – это находка африканцев. Наряду с обыденными ныне вещами, в страны Чёрного континента попадают крайне необходимые в обиходе предметы. То, что у нас вызовет удивление по поводу новаторского подхода к выработке энергии, очистки воды и прочего, там воспринимается как спасительное решение.

Например, Совет научных и промышленных исследований ЮАР (CSIR) разработал инновационный, доступный санитарный прибор, с тем чтобы помочь бедным предотвратить смертельные болезни грязных рук, расходуя минимальное количество воды – 30 помывок на 2 литра. Зато обычный рукомойник, запатентованный в 2006 году, был коммерциализирован: теперь по лицензии его выпускают две небольшие компании в Претории и более 110 000 диспенсеров уже достигли общин по всей территории ЮАР.

Спектр печей, плит и нагревателей, работающих за счёт преобразования геотермальной энергии, пестрит разнообразием. Те, к,то побогаче  может позволить себе компактную систему для приготовления еды с металлическим отражателем стоимостью около 150 евро. Безусловно, это дорого, но электроэнергия ещё дороже, поэтому они выгодны. У кого нет таких средств, пользуются продукцией компании Sol Suffit, производства которой находятся в Сенегале и Танзании. Первая модель по цене 6,77 долларов США была выпущена в количестве 1000 штук и дополнительно из Голландии привезли ещё 500. В его основе  – по-особому выгнутый картон, обтянутый фольгой.

Изобретение шотландца Дэвида Осборна получило заслуженную популярность. С 2010 года нагреватель с успехом продаётся в Кении, Малави, ЮАР за 50 долларов США. Устройство работает на дровах, углях и солнечной энергии. Очевидный его плюс – возможность одновременного нагрева воды и приготовления еды, лёгкость (он весит 600 грамм) и безопасность. В Африке, как правило, воду кипятят  перед употреблением. Т.е. экономится значительное количество времени – вот такая незамысловатая конструкция.

А в Кибере выращивание полезных овощей пока не поставлено на поток, хотя во время беспорядков в Кении (2008 год) ими питалось всё местное население. Сообразительные фермеры на окраине Найроби устроили настоящую «мобильную» теплицу: шпинат, капусту, маниок и другие растения культивируют в старых, наполненных землёй мешках прямо во дворе домов. То, что семья не съедает, - идёт на продажу, а вырученные деньги тратятся на образование детей. Одна из женщин признаётся: «Это трущобы. Это угнетает. Они перенаселены, здесь шумно и грязно. Но эти люди ищут способы, как сделать жизнь лучше».

В общем и целом есть о чём задуматься, как на поприще бытовом, так и сфере здравоохранения, пищепрома и мобильных технологий. К слову, ЮАР – один из наиболее стремительно развивающихся рынков коммуникационных услуг и мобильного банкинга. Посему компании со всей ответственностью покоряют Африканский континент как подающий большие надежды регион.

Валерия Селезнева

×

Leave a feedback or suggestions for improvement.

Thank you for the feedback